+7 (495)
767-04-04
8 (800)
444-2017
  • Поделиться ВКонтакте Поделиться на FaceBook Поделиться в Twitter
Дата с
Выбрать дату в календаре
По
Выбрать дату в календаре
Цена билета
от (руб.)
До
(руб.)
  •  
Показать все

Отличия питерского и московского «Дон Кихота»

Отличия питерского и московского «Дон Кихота»

Мариус Петипа смог стать первым балетмейстером при императорском дворе только в 1871-ом году, когда ушел из жизни его учитель Сен-Леон. Вместе со своим создателем в российскую столицу перебрался и «Дон Кихот». В его сердце гостила новая избранница и на пару с ней он завладел вниманием питерской публики целиком и полностью. Большой московский театр был им забыт как пройденный этап.

В столице на Неве балет претерпел определенные изменения. Тем, кто видел оба балета, они сильно бросались в глаза. Одним из главных отличий является то, что после пролога главный герой сразу среди актеров, что странствуют по свету. Если вспоминать вторую любовную линию, а именно Базиля и Китри, то они предстают пред зрителями далеко не сразу, а лишь во 2-ом акте. Что касается суицидальной сцены Базиля, то ее вовсе нет в балете. Вместо нее вставлена душещипательная сцена с тем, как Китри хватается за шпагу Дон Кихота, желая заколоться в тот момент, когда он за нее заступается.

В питерской вариации балета популярность «Кадрили пикадоров» не снизилась. Девушки, одетые в обтягивающие трико вызывали бурную реакцию зала. Несмотря на это, в здесь акцент был сделан на классическое исполнение балета. Но для того, чтобы торжество было полным, Минкус был вынужден дописать  еще одно, пятое, действие. Здесь в роли молоденьких амуров были задействованы детки, с которыми балетмейстер знакомит зрителя еще в сцене «Сон Дон Кихота».  

Пришлось задействовать 72 ребенка, для того чтобы воплотить задуманное балетмейстером. Все детки являлись воспитанниками одного из местных училищ. Вопрос транспортировки такого большого количества детей был сложным. В тот момент для этого требовалось более 10 пар лошадей. Мало кто знает, что сие действие заканчивалось «Большим танцем», в котором вместе с Китри на сцене танцевал Павел Гердт – будущий солист Императорских театров.

Петербуржская версия балета Петипа содержала в себе одно, но самое главное отличие от московской версии. Оно заключалось в последней картине. Для того чтобы максимально приблизить балетную постановку к самому роману, был введен трагический финал, который в балете обычно не допускался. По возвращению домой Дон Кихот умирал.

Несмотря на столь нетрадиционный для балета финал, истинная трагедия разворачивалась даже не на сцене, а за кулисами. На самом деле две роли исполняла одна и та же балерина. Александра Веригина играла как Дульсинею, так и Китри. В роли Базиля выходил Лев Иванов. Он стал героем одного из трагикомических случаев, который, к счастья, закончился хорошо, но чуть не стоил танцовщику жизни.

Звездные войны в театре велись всегда. Однажды Веригина по собственному недосмотру упала и так сильно ушибла руку, что выступила кровь. Одна из группировок быстро сориентировалась и обвинила во всем Льва Иванова. Несмотря на свою невиновность, он настолько переживал, что поверил в собственную вину и был готов застрелиться. Помогла жена, что вовремя оказалась рядом и буквально вырвала револьвер из рук балеруна. надо отдать Веригиной должное. Она призналась в том, что Иванов не виновен, реабилитировав партнера и дав точное объяснение своему падению.

Мало кто верил в успех постановки «Дон Кихота» в Питере. Даже руководство как-то не питало особых иллюзий по этому поводу. Именно это стало причиной того, что никто не озаботился приобретением того самого  агрегата, за счет которого луна плакала и смеялась. Его просто взяли в аренды, отдавая по 10 рублей за один спектакль. Критики города на Неве оказались более строгими, чем московские и им много чего не понравилось в постановке.

Одной из особенностей балета является то, что до сих пор в нем на сцену выходит как ослик для Санчо Панса, так и лошадь для Дон Кихота. И по сей день это вызывает особую радость у публики, сидящей в зале.